Home Социальная психология
Социальная психология - Невербальные средства коммуникации PDF Печать E-mail
Индекс материала
Социальная психология
Вербальные средства коммуникации
Создание новых слов и выражений
Теория разговора
Кодирование
Разговор и гендерные различия
Невербальные средства коммуникации
Индикатор социального статуса
Пластика (позы и жесты)
Прикосновение (тактильный контакт)
Межличностная дистанция
Проблема сочетания каналов коммуникации и ложь
Коммуникация и ложь
Невербальные средства
Социальная установка и поведение
Компоненты установки
Основные этапы исследования установки
Установка и поведение
Диспозиционные факторы
Теории непланируемого поведения
Теория самопонимания
МОДЕ – модель, как синтетическая теория поведения
Формирование установок: теории и исследования
Процесс формирования установок
Модель параллельного процесса: убеждение и внушение
Психология и поведение групп
Состав, размер и структура группы
Роль лидера
Групповые нормы
Психология групповой деятельности
Теория конфликта внимания
Метод действия – «мозговой штурм»
Групповые процессы
Группомыслие
«Мы» и «Они»
Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация
Неудовлетворительное социальное сравнение
Социальные стереотипы, предубеждения и дискриминация
Социальная дискриминация
Относительная депривация
Знакомство и контакты
Итог процесса: соглашение
ГЛОССАРИЙ
Все страницы

Речь, как уже говорилось выше, хоть и наиболее осознаваемый, а потому и кажущийся нам наиболее очевидным способ общения, но все же не единственный. Ведь в коммуникационном процессе также задействован очень широкий спектр невербальных средств передачи информации: взгляд, мимика (выражение лица), пластика (позы, жесты, телодвижения), прикосновения, межличностная дистанция, одежда, макияж, украшения. Именно благодаря этим средствам коммуникация между людьми происходит непрерывно, пока они находятся в пределах восприятия друг друга. И даже при том условии, что ими не произносится ни слова. В этой связи подчеркнем, что по невербальным каналам коммуникации в процессе общения передается более половины всей информации (Атватер И., 1988).

Впрочем, значение невербальных средств коммуникации было известно давно, задолго до возникновения социальной психологии. И задолго до того, как эти средства начали исследовать ученые. Об этом свидетельствует любой язык, где имеются такие выражения, как “распирать от гордости”, “съежиться от страха”, “встать на почтительном расстоянии”, “смущенная улыбка”, “радостный взгляд”, “испепелить взглядом”, “поедать глазами”, “ласкать взглядом”, “влюбленные глаза”, “настырный взгляд”, “глазеть” и т. д. Здесь намеренно приведен более обширный, по сравнению с другими выражениями, перечень речевых оборотов, касающихся взгляда и глаз. Дело в том, что язык, в том числе и русский, очень точно отражает тот факт, что для людей исключительно важно воспринимать взгляды и глаза других людей.

3.1. Взгляд

Разумеется, приведенный выше перечень высказываний о взгляде – лишь малая толика того обилия речевых оборотов, которые характеризуют взгляд (каждый при желании может постараться вспомнить, сколько их на самом деле и с удивлением обнаружить, что их сотни!). О значении взгляда свидетельствуют данные, приведенные Кэролом Изардом, который пишет, что уже трехнедельные младенцы начинают отвечать на внимательный взгляд смотрящего на них человека (Изард К., 1980).

С другой стороны, история каждой культуры содержит множество элементов, связанных с мистификацией взгляда, и свидетельствует о наделении глаз, взгляда сверхъестественными возможностями. Об этом можно судить по мифологии, религии и, конечно, современным суевериям. Кому не известно поверье о “дурном глазе”, кто не знает об опасности “сглаза”? В каких культурах не существует амулетов, оберегов от этой напасти?

Ну и наконец, о важности взгляда как средства коммуникации говорит то обстоятельство, что взгляд в межличностном общении способен выполнять почти все те функции, которые несет в себе речь (Аргайл М., 1990; Атватер И., 1988 ). А именно:

1. Служить источником информации.

2. Регулировать межличностное взаимодействие.

3. Служить показателем социальной близости, выражать симпатию/антипатию, приязнь/неприязнь.

4. Служить индикатором социального статуса (или стремления к доминированию).

5. Способствовать выполнению совместных задач.

Как пример рассмотрим простой факт. Вспомните, как вы реагируете, когда чей-то взгляд обращен в вашу сторону? Как вы это интерпретируете? Наверно, вы воспринимаете его как разглядывание. И это в лучшем случае, поскольку глаза незнакомого человека (но и животного тоже!), смотрящие в вашем направлении, способны вызвать безотчетный страх. Согласно Конраду Лоренцу, австрийскому этологу, чужой взгляд интерпретируется любым животным прежде всего как сигнал об агрессивных намерениях (Лоренц К., 1994).

3.2. Взгляд и информация

Как бы тривиально, в силу частого употребления, ни звучало высказывание “Глаза – зеркало души”, все мы, похоже, считаем, что так оно и есть. Действительно, взглядом выражают симпатию, антипатию, приязнь и неприязнь, внимание и невнимательность, доверие и недоверие, сомнение, заботу, радость, торжество и т. д. Поэтому понятно то чувство дискомфорта и даже раздражения (а возможно, и антипатии), которое мы испытываем, когда разговариваем с человеком, чьи глаза скрыты за солнцезащитными очками. В этом случае мы “не видим”, что он думает.

Люди чаще смотрят на тех, кто им нравится. И наоборот, отводят глаза от тех, кто им неприятен. Поэтому, когда мы замечаем, что кто-то смотрит на нас чаще, чем другие и чаще, чем на других, мы испытываем к нему симпатию, платим взаимностью (Атватер И., 1988). Правда, это не относится к тем случаям, когда нас назойливо разглядывают или когда сложилась такая ситуация, что частые взгляды могут свидетельствовать об угрозе.

Эффект ответной симпатии (когда частые взгляды интерпретируются как показатель благорасположения) неоднократно демонстрировался в исследованиях. Причем некоторые из них показали, что человеку достаточно просто сообщить, будто кто-то на него часто поглядывает, чтобы этот “кто-то” стал для него симпатичным.

Примечательно, что сообщение о частоте взглядов производит неодинаковое впечатление на мужчин и женщин. Когда женщине сообщают, что мужчина смотрит на нее чаще, чем это принято, то ее симпатия к нему не возрастает. То же самое сообщение имеет у мужчин прямо противоположный эффект, и они проникаются повышенной симпатией к женщине, которая, как они считают, смотрит на них чаще и дольше, чем обычно.

Взгляд может также информировать о социальном статусе человека. Ральф Икслайн (1971), изучавший проблему взаимосвязи взгляда и статуса, отмечает, что люди с низким статусом, как правило, чаще и дольше смотрят на высокостатусного, чем высокостатусный на низкостатусного. По этому поводу говорят: “Есть начальство глазами” (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000).

Гендерные различия в использовании взгляда почти один к одному повторяют статусные различия (Атватер И., 1988). Женщины более часто, чем мужчины используют взгляд как средство межличностного контакта. Таким образом, здесь срабатывает та же закономерность, что и в случае со статусными различиями. Кроме того, женщинам, как правило, не свойственно назойливое, настырное разглядывание других людей. Сами они также предпочитают избегать пристальных взглядов других. По мнению некоторых исследователей, эти различия отражают усвоенные в процессе социализации представления о том, что женщины имеют более низкий, чем мужчины статус (Henley, 1977). Причем убеждения эти разделяются как мужчинами, так и женщинами (Блок Д., 1983).

3.3. Регуляция процесса коммуникации

Зачастую коммуникационный процесс начинается именно с приглашающего к знакомству или разговору взгляда. Инициировав разговор взглядом, взглядом же мы можем подать сигнал о его завершении. Но протекание самого разговора тоже регулируется взглядами. Глазами мы можем “просить слова” или передавать его собеседнику. Вспомните тот волнующий и мучительный момент напряженной тишины на семинарском занятии, когда вопрос уже задан, а глаза преподавателя обегают аудиторию. Что, как правило, они видят? Только макушки и затылки, поскольку глаза большинства его собеседников опущены долу. И лишь иногда взгляд преподавателя обнаружит не затылок или макушку, не скошенные в сторону или вниз взгляды и не застывшие от горького чувства отчаяния и безнадежности глаза, лишний раз напоминающие о незавидной участи кролика, очутившегося перед удавом, а прямой, осмысленный ответный взгляд. И преподаватель с облегчением вздохнет. Думается, нет нужды объяснять, что означает приведенная здесь душераздирающая ситуация. Как говорится, кто это видел, тот поймет...

Итак, взаимный открытый взгляд может служить прелюдией к началу разговора. Однако в дальнейшем, когда разговор начался, роль взгляда уменьшается. Исследователи выяснили, что собеседники смотрят друг на друга около 60% времени. В то же время взаимный взгляд составляет только 31% общего времени взаимодействия. Средняя продолжительность взгляда одного собеседника равна примерно 3 секундам, что в три раза больше длительности взаимного взгляда (Аргайл М., 1990; Ниренберг Д., Калеро Г., 1990).

3.4. Показатель социальных отношений

Более долгий взаимный взгляд двух людей может свидетельствовать о том, что они находятся в очень близких, интимных отношениях либо, наоборот, о крайней обоюдной враждебности, даже готовности к физическому столкновению (Ниренберг Д., Калеро Г., 1990).

Как уже отмечалось, люди смотрят часто, но неназойливо на тех, кто им нравится, а долго – на тех, кого любят или ненавидят в данный момент. Но частые и долгие взгляды могут свидетельствовать и о другом: о какой-то заинтересованности или об определенных намерениях смотрящего.

Своеобразно протекает визуальный контакт людей, находящихся в состоянии соперничества. Когда их отношения близки к враждебности или уже носят враждебный характер, то соперники достаточно подолгу смотрят друг на друга, и эти взгляды можно интерпретировать как взаимный вызов. Примечательно, что у многих животных (в отличие от человека) противостояние часто прекращается на этапе взаимного взгляда, после чего соперники расходятся.

Когда соперничество между людьми не переросло во вражду, тогда соперники, напротив, избегают долгих взаимных взглядов, чтобы они не воспринимались как враждебные и вызывающие.



 
OD